Сегодня эксперты из самых разных сфер сходятся на мнении, что для успеха на профессиональном поприще каждому человеку нужно развивать свои гибкие навыки (soft skills). Это понятие включает в себя, например, креативное мышление, Эмоциональный интеллект, умение работать в команде, управлять ее ростом, слышать и понимать других людей.
В знаменитом исследовании Гарвардского университета, Исследовательского центра Стэнфорда и Фонда Карнеги от 2015 года, говорится, что именно гибкие навыки составляют 85% успеха в профессиональном развитии. И о важности этих гибких навыков в любой сфере деятельности заявляют ведущие эксперты. Не так давно о необходимости изучения soft skills в школе говорил глава Сбербанка Герман Греф, а в мае 2020 года с идеей внедрить их в процесс обучения в России согласился президент Российской Академии наук Александр Сергеев. Тем не менее, он отметил, что сегодня для развития этих навыков прилагается слишком мало усилий.
Soft skills действительно могли бы серьезно повысить уровень развития молодых ученых и всех специалистов, занятых в проектах в областях науки, искусства и технологий. Однако большинство российских технических ВУЗов не включают гибкие навыки в свои программы обучения из-за большого объема именно профессиональных технических предметов. Что же тогда делать?
Ответ прост: можно заниматься развитием собственных soft skills в другом месте, параллельно с обучением или работой. Фонд «Наука. Искусство. Технологии» поддерживает такие программы и проводит собственные. На них студенты, молодые ученые и специалисты развивают свои навыки критического мышления, самоорганизации, делового и цифрового общения, учатся выступать на публике и работать в команде. Без всяких сомнений, такие программы будут полезны всем заинтересованным!