Выставка «Космический дизайн – путь в будущее!»
← Ко всем проектам

Как промышленные дизайнеры поддержали начало космической эры.

С давних времен люди обращали свои взоры в небо и гадали, что же скрывается там, наверху. Почему ночью на темном небосводе загораются тысячи огней? Почему они двигаются? Что за странный диск молочного цвета, который меняет свою форму?

Прогресс не стоял на месте, и в начале XX века выдающиеся мыслители уже стали выдвигать смелые идеи об изучении и покорении загадочного космического пространства. С развитием технологий началась настоящая космическая гонка: ведущие государства мира стали соперничать за право стать первыми покорителями внеземного пространства. А 4 октября 1957 года произошло историческое событие: с Пятого Научно-исследовательского полигона Министерства обороны СССР, получившего впоследствии название космодром Байконур, ракетой-носителем Р-7 был запущен первый искусственный спутник Земли. Через 314 секунд после старта спутник отделился от центрального блока ракеты и подал голос. «Бип! Бип!» – именно так звучали первые сигналы из космоса, принятые советскими исследователями. Спустя почти 10 лет, в сентябре 1967 года Международная федерация астронавтики провозгласила 4 октября 1957 года Днем начала космической эры человечества.

Жребий был брошен, и человечество начало расширять свое присутствие в космосе: туда отправились знаменитые собаки Белка и Стрелка, Юрий Гагарин произнес легендарное «Поехали!», Алексей Леонов вышел в открытый космос, американские астронавты высадились на Луне, а позже совместными усилиями самые прогрессивные представители нашего рода создали Международную космическую станцию, действующую по сей день.

Однако для нас всегда было важно чувство сопричастности. Людям по всему миру хотелось почувствовать, что это наше общее достижение, и что космическую эру представляют не только Сергей Королев, Юрий Гагарин, Валентина Терешкова и Нил Армстронг. Так в центре общественного внимания оказались промышленные дизайнеры, создающие обычные предметы быта в космическом стиле. Чтобы каждый мог прикоснуться к истории, ежедневно смотреть на вещи, которые напоминали бы о безграничных возможностях человечества.

Мы решили собрать самые интересные предметы с дизайном начала космической эры на специальной выставке. Среди экспонатов, в частности, можно увидеть миниатюрные телевизоры, футуристичные пылесосы, необычные часы и радиоприемники, а также многое другое. Например, первую советскую стиральную машину «ЭАЯ-2», похожую на нижнюю часть ракеты. В 1950 году ее начал выпускать Рижский электромашиностроительный завод. Необычный дизайн помогал в работе: корпус машины устанавливали на выдвигающиеся усилием рычага колесики. На время стирки они задвигались внутрь, и агрегат мягко опускался на резиновые присоски, которые фиксировали ее на влажном кафеле ванной комнаты.

Еще один «космический» предмет быта – пылесос «Ракета-7» – появился в 1956 году на Днепропетровском агрегатном заводе. Своей сигарообразной обтекаемой формой с «соплом» на конце этот агрегат сильно походил на ракету, отчего и получил такое название. Стоила эта модель всего 45 рублей, а потому была вполне доступна для большинства советских семей. В нашей коллекции можно увидеть рабочий агрегат 1968 года выпуска.

Однако космический промышленный дизайн отнюдь не был монополией советских производителей. Так, в 60-ых годах XX века в своеобразное соревнование включились японские производители. На Всемирной выставке (EXPO) в Осаке в 1970 году компания Panasonic показала необычный радиоприемник «Panapet R-70 Space Ball AM Radio». Предмет выполнен в форме шара, который висит на цепочке, и из-за этого его также стали называть «шариково-цепное радио». Благодаря своему смелому футуристическому сферическому дизайну и стилю космической эры этот радиоприемник сразу же стал хитом среди молодежи.

Похожий дизайн получил и телевизор «JVC VideoSphere Clock Radio/TV», представленный в том же 1970 году японской компанией JVC (Japan Victor Company Ltd). Аппарат в форме сферы выглядит как шлем космонавта, а благодаря ручке-цепочке его можно было не только смотреть дома, но и брать с собой.

Плавные округлые очертания в целом характерны для предметов той эпохи. Это доказывает еще один экспонат нашей выставки – «Donut Phone in Yummy mint green». Милый телефон-пончик мятно-зеленого цвета в 1980-ых годах разработала американская компания Polyconcept USA.

Еще одно детище американского промышленного дизайна космической эпохи – микрофон «Astatic DN-50». Примечательно, что Astatic Corporation, которая его создала, начала свой путь с хобби: в 1930 году два радиолюбителя из штата Огайо начали экспериментировать с различными типами микрофоном для своих непрофессиональных радиостанций. Спустя три года энтузиасты создали компанию «The Astatic Microphone Laboratory», которая после Второй мировой войны превратилась в целую корпорацию.

В гонку «космического» промышленного дизайна постепенно включились и европейские компании. Так, в 90-е годы XX века немецкая компания Grundig начала выпускать настоящий будильник космической эры – модель под названием «Grundig Sono Clock 100 Radio Alarm Clock». Контрастные зеленые цифры на черном дисплее напоминают о показателях на панели управления космическим кораблем, а сам корпус часов выполнен в форме, которую можно сравнить с летающей тарелкой.

Все эти уникальные предметы, а также музейные экспонаты мы собрали на нашей выставке «Космический дизайн – путь в будущее!». Давайте же вместе познакомимся с романтикой начала космической эры и создадим свои новые креативные проекты для яркого и интересного будущего!

← Ко всем проектам