![](https://safond.ru/wp-content/uploads/2022/09/2022-05-08-18-02-47-8-scaled.jpeg)
Сегодня эксперты из самых разных сфер сходятся на мнении, что для успеха на профессиональном поприще каждому человеку нужно развивать свои гибкие навыки (soft skills). Это понятие включает в себя, например, креативное мышление, Эмоциональный интеллект, умение работать в команде, управлять ее ростом, слышать и понимать других людей.
В знаменитом исследовании Гарвардского университета, Исследовательского центра Стэнфорда и Фонда Карнеги от 2015 года, говорится, что именно гибкие навыки составляют 85% успеха в профессиональном развитии. И о важности этих гибких навыков в любой сфере деятельности заявляют ведущие эксперты. Не так давно о необходимости изучения soft skills в школе говорил глава Сбербанка Герман Греф, а в мае 2020 года с идеей внедрить их в процесс обучения в России согласился президент Российской Академии наук Александр Сергеев. Тем не менее, он отметил, что сегодня для развития этих навыков прилагается слишком мало усилий.
![](https://safond.ru/wp-content/uploads/2022/09/2022-05-08-18-02-47-7-scaled.jpeg)
Soft skills действительно могли бы серьезно повысить уровень развития молодых ученых и всех специалистов, занятых в проектах в областях науки, искусства и технологий. Однако большинство российских технических ВУЗов не включают гибкие навыки в свои программы обучения из-за большого объема именно профессиональных технических предметов. Что же тогда делать?
Ответ прост: можно заниматься развитием собственных soft skills в другом месте, параллельно с обучением или работой. Фонд «Наука. Искусство. Технологии» поддерживает такие программы и проводит собственные. На них студенты, молодые ученые и специалисты развивают свои навыки критического мышления, самоорганизации, делового и цифрового общения, учатся выступать на публике и работать в команде. Без всяких сомнений, такие программы будут полезны всем заинтересованным!